Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

1.2 Научный метод экономики

Экономика является относительно молодой наукой, но ее структура и методология проверки гипотез во многом уже сформировались. Как они выглядят? Давайте попробуем сравнить экономику с другими науками.

Математика выглядит так: есть несколько основных утверждений в отношении определённого числа математических объектов. Они называются аксиомами. Далее ученый с помощью чистой логики пытается вывести новые утверждения. Когда появляется новое утверждение, которое выглядит особенно красиво, математик говорит, что это теорема. Математику интересной делает длина доказательства теоремы. Цель математики - произвести новые изящные, логически непротиворечивые конструкции.

Цель экономики заключается в другом - объяснить феномены взаимодействия между людьми, которые наблюдаются вокруг нас, а также предложить идеи по решению проблем, возникающих в ходе отношений между людьми. Именно людьми, потому что человек, а не фирма или государство, является конечной экономической единицей. Экономика имеет много общего с естественными науками. В каком-то смысле работа экономиста очень похожа на работу физика. Экономисты не пытаются понять все сразу, а берут разные кусочки наблюдаемых взаимодействий между людьми и разглядывают их по очереди, строят для них модели. Экономист идеализирует взятый кусочек наблюдаемого мира и далее пытается его концептуализировать. Например, физик рассматривает такое явление как газ, и отвечает на многие вопросы в рамках модели идеального газа. Физик использует концепты давления и температуры, и много других. Для экономиста классом явлений может быть поведение потребителей и фирм, а экономическим концептом для его описания - рациональность. Какие-то концепты быстро отмирают и забываются. Какие-то оказываются настолько удачными, что многие люди начинают пользоваться ими каждый день. Вот пример наиболее удачного концепта - спрос и предложение. Это всего лишь идеи для описания взаимодействия людей на рынках. Эта идея была предложена примерно век назад. Но она оказалось такой удачной, что много людей пользуются ей каждый день, когда размышляет о рыночных ценах.

Показать более подробно о построении экономических теорий

Можно сказать, что построение математической теории проходит в 3 шага:

1. Создание полезных концептов (типа спроса и предложения)

2. Связь концептов с математикой

3. Получение нетривиальных выводов с помощью математики

Когда определены экономические концепты, то экономист выбирает математическую теорию, а затем делает самое интересное: устанавливает связь между объектами математической теории и экономическими концептами, и с помощью решения математики производит нетривиальные выводы! Именно такая связь и составляет экономическую теорию1, а нетривиальные выводы делают ее интересной. Если эти выводы похожи на реальные факты, то теория признается хорошей. Вот простой пример: если спрос и предложение можно выразить как функции, то экономическая теория предсказывает, что рыночное равновесие установится в точке пересечения данных функций. Если полученные таким образом параметры равновесия находят отражение в реальных данных, то теорию можно считать удовлетворительной. Для этого экономика и нужна! Чтобы делать нетривиальные выводы относительно рассматриваемых явлений. Но этого мало. Далее экономист переходит к теоретическим обобщениям в рамках этой теории, на основе которых делает предположения, каковы будут последствия тех или иных воздействий на экономические переменные. Другими словами, как будет вести себя экономика при проведении определенной экономической политики. Эти обобщения проверяются очень просто: соответствует ли наблюдаемое поведение экономики (то есть эмпирические факты) прогнозам, сделанным с помощью теоретических обобщений теории. Если соответствует, то считается, что данная теория удовлетворительно объясняет реальность отношений между людьми. Если не соответствует, то данная теория принимается неверной, и экономисты начинают думать над разработкой новой теории, которая будет более удовлетворительно выдерживать эмпирический тест (то есть проверку фактами).





Занимаясь наукой, необходимо признаться себе, что изучаемые явления слишком сложны для нашего полного понимания. Научные теории это всего лишь приближения к изучаемым явлениям. Например, ни в одной науке не существует подлинной теории, которая точно могла бы описать весь спектр изучаемых явлений. Такой теории не существует ни в физике, ни в экономике, ни в психологии, ни в других естественных или социальных науках. Научный метод экономики похож на научный метод естественных наук, например физики. Ученый строит теорию, а потом сопоставляет ее с наблюдаемыми фактами. Основываясь на таком сопоставлении, ученый может опровергнуть теорию, но никогда не может доказать ее. Миллионы наблюдений, подтверждающих теорию, недостаточны для ее доказательства. Мы не застрахованы от того, что когда-нибудь мы встретим новые явления, которые не будут укладываться в рамки этой теории. Посмотрите на следующий пример. До середины 19 века считалось, что все лебеди белые. Это знание было основано на многочисленных наблюдениях за лебедями, обитающими в Европе и Африке. Когда была открыта Австралия, люди обнаружили там лебедей черного цвета. Одного подобного наблюдения было достаточно для того, чтобы разрушить знание о том, что все лебеди белые, хотя это знание накапливалось веками2.

Любой ученый, который занимается исследованиями в рамках теории, которая сейчас является общепринятой и даже верит в ее истинность, должен понимать, что она является истинной до поры до времени. А именно, пока не накопится достаточно много наблюдений, плохо согласующихся с выводами теории. Тогда существующая теория будет поставлена под сомнение, и ей на смену приходит новая теория, более согласующаяся с новыми реальными данными. Так описали процесс эволюции научного знания философы науки Т. Кун и И. Лакатош, и сейчас он является общепризнанным. Подобным образом осуществляется и эволюция экономических знаний.


1  Вы познакомитесь с различными экономическими теориями при обучении в университете. Вот примеры некоторых из них: теория реальных бизнес-циклов (класс явлений - экономический рост, экономический концепт: экзогенные шоки, математический аппарат: стохастический анализ.) Или неоклассическая теория поведения потребителя (класс явлений - потребление набора благ индивидом, концепты - общая и предельная полезности, бюджетные ограничения, математический аппарат - максимизация функций нескольких переменных на линейных ограничениях. Или кейнсианская теория макроэкономического равновесия (класс явлений - макроэкономическое равновесие на денежном и товарном рынках, экономические концепты - совокупный спрос, государственные расходы, мультипликаторы, линии IS-LM, математическая теория - системы уравнения для описания равновесий, геометрические прогрессии для расчета мультипликаторов).
2  Проблема «черного лебедя» иллюстрирует индуктивность научного знания. То есть мы не можем доказать теорию, основываясь на наблюдениях, но зато можем ее опровергнуть. Индуктивность научного знания была подробно рассмотрена английским философом науки Карлом Поппером, а публицист Нассим Талеб посвятил ей книгу «Черный лебедь».

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью