Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

10.9 Бухгалтерская и экономическая прибыль

Общая формула прибыли проста: это разница между выручкой фирмы и издержками фирмы

π = TR - TC

Прибыль фирмы можно также посчитать в соответствии с бухгалтерским и экономически подходом.

Бухгалтерская прибыль:

πбух = TR - TCявные

Экономическая прибыль:

πбух = TR - TCявные - TCнеявные = πбух - TCнеявные

Таким образом, экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек.

Почему важно различие между бухгалтерским и экономическим подходами к определению затрат и прибыли? Экономические решения связаны с альтернативным использованием имеющихся ресурсов. Поэтому для принятия экономических решений стоит опираться только на экономические затраты, которые включают неявные затраты.

Однако для расчета ряда хозяйственных показателей используются именно бухгалтерские величины. Например, для расчета налогов используются только бухгалтерские величины. Налог на прибыль берется от бухгалтерской прибыли:

налог на прибыль = t * πбух

Где t – ставка налога на прибыль

Рассмотрим некоторые особенности расчета бухгалтерских величин. Одной из них является то, что покупаемые предпринимателем капитальные ресурсы (оборудование, машины, здания) учитываются в затратах через амортизационные отчисления.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью