Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Задачи к главе


На сайте приведены только некоторые задания. Все задания доступны в полной версии пособия, которое я использую на занятиях.

Задача 1

В результате субсидирования фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, ее функция предельных издержек выглядит следующим образом:



Цена, установившаяся на рынке, равна 50. Нарисовать график прибыли фирмы.

Задача 2

Фирма «Finex» является монополистическим конкурентом. При цене 8 у.е. ее фиксированные издержки в 3 раза меньше переменных издержек, при этом экономическая прибыль фирмы равна 0. В точке максимальной прибыли коэффициент Лернера фирмы равен 1/3, при этом ее прибыль равна 1. Найти функцию спроса фирмы, если предельные затраты фирмы постоянны, а спрос линеен.

Задача 3

Максимальная прибыль монополистического конкурента фирмы «Зеленый змей» на 8/7 у.е. превышает постоянные издержки. Эластичность спроса по цене в точке максимуму прибыли равна 2. При цене P=10 экономическая прибыль «Зеленого змея» равна нулю, при этом фиксированные затраты в 4 раза меньше переменных затрат. Найти максимальную прибыль фирмы.

Задача 4

Спрос на продукцию отрасли задан уравнением Qd = 10000 – 100P. Фирмы продают товар, не имеющий качественных различий. Функция издержек каждой фирмы задана уравнением TCi = Q2/2 + 20Q + 700. В периоде t=1 в отрасли установилось равновесие, при котором прибыль каждой фирмы равна 100 денежных единиц.

  1. Найти параметры равновесия и количество фирм на рынке

  2. В период t=2 в отрасли произошли изменения. Привлеченные положительной экономической прибылью на данном рынке, а также полном отсутствии барьеров, в период t=2 на рынок пришли новые фирмы. В результате этого экономическая прибыль каждой фирмы стала равна -500. Найти количество фирм, которое пришло на рынок в период t=2.

Задача 5

В точке максимальной прибыли Q монополии составляет 40% от максимального объема товара, на который покупатели предъявляют спрос. При этом цена равна 10. В точке максимальной выручки прибыль составляет 1/3 от максимальной прибыли, при этом Q=20. Средние переменные издержки фирмы постоянны. Восстановить функцию спроса и найти максимальную прибыль фирмы.

Задача 6

Для совершенно конкурентной фирмы дана зависимость переменных издержек от выпуска:

Q 0 1 2 3 4 5 6 7 8
VC 0 10 30 45 56 60 78 105 160

Также дан рыночный спрос:

P 32 27 18 9 4
Q 500 700 900 1050 1200
  1. Найти равновесие, если в отрасли присутствует 100 фирм
  2. Найти равновесие, если в отрасль придут еще 50 фирм

Задача 7

Для совершенно конкурентной фирмы дана зависимость переменных издержек от выпуска:

Q 0 1 2 3 4 5 6 7 8
VC 0 10 30 45 56 60 78 105 160

Также дан рыночный спрос:

P 34 27 18 9 4
Q 500 700 900 1050 1200
  1. Найти равновесие в отрасли
  2. На фирму вводится потоварный налог в размере t=30
  3. Фирме выплачивается потоварная субсидия в размере d=37

Задача 8

На монопольном рынке присутствует три потребителя с функциями спроса Q = , Q = 100-P, Q = . Средние переменные издержки постоянны и равны 10.
Найти монопольную цену, если цена едина для всех потребителей.

Задача 9

Монополия продает товар двум покупателям и имеет AC=5, не зависящие от объема.

P 100 80 40 20 0
Q 5 10 15 20 25
P 70 4 20 10 0
Q 8 10 12 14 16

Найти максимальную прибыль монополии

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью