Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Краткое повторение

Рынок это - набор правил, используя которые покупатели и продавцы могут взаимодействовать друг с другом и осуществлять сделки (транзакции).

Необходимым (но не достаточным условием) максимизации прибыли фирмы на любом рынке является MR=MC. Достаточным условием максимизации прибыли фирмы является наблюдение за окрестностью точки, где производная равна нулю: левее этой точки производная должны быть больше нуля, правее этой точки производная должна быть меньше нуля. В этом случае производная меняет знак с плюса на минус, и мы получаем максимум, а не минимум прибыли.

Совершенно конкурентный рынок это рынок со множеством небольших покупателей и продавцов, продающих однородный товар в условиях, когда покупатели и продавцы обладают одинаковой информацией о товаре и друг друге.

совершенно конкурентный рынок способен обеспечить эффективное распределение ресурсов (когда товар продаются по ценам, в точности отражающим предельные издержки фирмы на его производство).

Таким образом, кривая предложения конкурентной фирмы может быть построена как часть MC, лежащая выше AVCmin.

Условие макимсизации прибыли фирмы на совершенно конкурентном рынке выглядит как P=MC. Это необходимое улсовие. Достаточным усовием является доолнительное наболюдение за окрестностью этой точки: левее этой точки производная от прибыли по объему должна быть больше нуля, правее этой точки производная должна быть меньше нуля. В этом случае производная меняет знак с плюса на минус, и мы получаем максимум, а не минимум прибыли.

Конкурентная фирма может получать положительную, нулевую, или отрицательную прибыль в краткосрочном периоде. Фирма уходит из отрасли только тогда, когда в точке оптимального выпуска ее выручка не покрывает даже переменных затрат.

В долгосрочном периоде количество фирм в отрасли регулируется таким образом, что прибыль каждой фирмы равняется нулю.

Совершенная конкуренция является идеальным рынком, который является практически недостижимым в реальном мире. В реальном мире множество «сил трения» нарушают предпосылки совершенной конкуренции, в результате экономическая эффективность рынков теряется, и блага продаются по ценам, превышающим предельные издержки.

Термин «несовершенная конкуренция» предполагает, что какая-либо из предпосылок совершенной конкуренции нарушена, и эффективное распределение ресурсов не достигается. В этих условиях фирма может влиять на рыночную цену по тем ил иным причинам, то есть выступает установителем цены (price maker). Под несовершенной конкуренцией обобщены 3 типа рынков, на которых фирма имеет рыночную власть: монополия, олигополия, и монополистическая конкуренция. Каждый из этих рынков имеет единственную черту, которая делает его непохожим на другие рыночные структуры. Для монополии это уникальность товара или уникальное положение компании, для олигополии это взаимозависимость участников, для монополистической конкуренции это продуктовая дифференциация.

Чистая монополия полностью противопоставляется рынку совершенной конкуренции – на этом рынке нарушаются все предпосылки совершенной конкуренции. Рассмотрим предпосылки монополии более подробно:

  1. На рынке существует единственный продавец товара.
  2. Товар является уникальным и не имеет близких заменителей.
  3. Вход и выход с рынка существенно ограничен барьерами.
  4. Информация не является симметрично распределенной между участниками рынка.

В результате нарушения всех предпосылок совершенной конкуренции монополия имеет существенную рыночную власть. Рыночная власть заключатся том, что фирма может влиять на рыночную цену, то есть выступает как price-maker.

Для несовершенного конкурента (в том числе и для монополиста) предельная выручка всегда меньше цены. Это следует из формулы:



В краткосрочном периоде монополия может получать положительную, нулевую, или отрицательную экономическую прибыль.

В долгосрочном периоде монополия может получать положительную, нулевую или отрицательную прибыль (отрицательную – в случае, если выход монополии с рынка затруднен или связан с высокими издержками выхода).

В условиях монополии цены выше, а товара продается меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Монополия приносит чистые общественные потери (DWL), которые заключаются в том, что часть потребителей не может купить желаемый объем блага.

В отличие от совершенной конкуренции, монополия не имеет единой кривой предложения.

Для оценки степени монопольной власти применяется несколько показателей. Мы рассмотрим один из них, индекс Лернера.

Индекс Лернера (LI, Lerner Index):

Индекс Лернера считается для точки оптимального выпуска, то есть когда MR = MC

В точке оптимального выпуска

Естественная монополия - это отрасль, в которой единственная фирма, за счет достижения положительного эффекта масштаба, обеспечивает рынок товаром с меньшими средними издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам.

Самый эффективный тест на «естественность» монополии – проверить, насколько значим эффект масштаба в ее отрасли. Если эффект масштаба значим, то средние издержки естественной монополии оказываются ниже издержек потенциальных конкурентов, и она оказывается защищенной от конкуренции естественны образом.

Правительственные действия по регулированию монополии можно разбить на следующие категории:

  1. Установление «потолка» цены или других параметров (например, уровня рентабельности)
  2. Налогообложение монополии
  3. Создание условий по улучшению конкурентных условий (поддержка малого бизнеса, открытие внешних рынков
  4. Законодательное и административное регулирование (принудительное разделение крупных компаний, запрет слияний и сговоров, установление максимальных рыночных долей)

Олигополия характеризуется, прежде всего, тем, что на этом рынке существует несколько взаимозависимых игроков. Характеристики олигополии:

  1. На рынке существует несколько (обычно до десяти) крупных фирм
  2. Рынок характеризуется высокой взаимозависимостью игроков
  3. Барьеры входа/выхода существенны
  4. Товар может быть как однородным, так и дифференцированным
  5. На рынке олигополии продавцы обладают существенной рыночной властью.
  6. Информация распределена несимметрично между покупателями и продавцами

Анализ прибыли олигополии идентичен анализу прибыли монополии: в краткосрочном периоде она может получать положительную нулевую или отрицательную экономическую прибыль. Фирма остаётся в отрасли, если в точке оптимума ее цена превышает средние переменные издержки (P > AVC), и уходит с рынка, если P < AVC в точке оптимума.

В долгосрочном периоде олигополия также может иметь положительную, нулевую или отрицательную прибыль (если издержки выхода с рынка существенны).

Отличительной чертой олигополии является взаимозависимость участников, которая выражается в стратегическом поведении. Принимая собственные решения (о выпуске, рекламе, цене), участник рынка пытается учесть реакцию конкурентов. Подобное поведение изучает теория игр (game theory).

Игровая стратегия – это линия поведения участника в зависимости от предположений об ответных действиях других участников. Доминирующая игровая стратегия – это стратегия, при которой участник получает максимальный выигрыш при любых действиях других сторон.

Одной из популярных моделей для анализа олигополии является «дилемма заключенного».
Суть заключается в том, что два игрока делают бинарный выбор (то есть выбирают из двух альтернатив), не зная, что выберет другой участник. Результаты игры подобраны таким образом, что каждый игрок, действуя рационально, приходит к не самому лучшему для себя исходу игры.
В игре устанавливается так называемое равновесие Нэша – равновесие, когда каждый участник игры выбирает стратегию, которая является для него оптимальной при условии, что остальные участники игры придерживаются определенной стратегии.

Различные варианты координации действий участников приводят к тому, что рынок олигополии характеризуется множеством моделей поведения участников. Модели олигополии:

  • Картель – соглашение между участниками рынка о совместной политике в области цен и объемов продаж. Участники картеля продают товар по единой цене и определяют квоты на объем продаж каждого участника. Квоты участников определяются в соответствии с их предельными издержками: чем ниже предельные издержки участника, тем большую квоту он получает в рамках картеля.

  • Модель «Фирма-лидер». Данная модель подразумевает, что на рынке существует фирма-лидер и окружение из мелких фирм, которые принимают цену лидера как данную и в этом смысле ведут себя как совершенные конкуренты.

  • Модель ценовой войны. Простейшая модель ценовой войны предполагает режим ценовой войны между двумя компаниями, имеющими одинаковые издержки и продающие однородный продукт. Каждая из компаний последовательно снижает цену на продукт до тех пор, пока цена не сравняется с предельными издержками.

Рынок монополистической конкуренции является одним из видов несовершенной конкуренции, то есть фирмы на нем имеет рыночную власть. Однако по своим характеристикам он достаточно близок к совершенной конкуренции.

Главной особенностью данного рынка является продуктовая дифференциация (отличие продуктов по качественным характеристикам) и наличие множества рыночных ниш.

Вот более подробные характеристики данного рынка:

  1. На рынке присутствует множество покупателей и продавцов. Количество фирм может достигать десятков или даже сотен.
  2. На рынке продается дифференцированный товар. Это означает, что товар является схожим по значению, но разным по качественным характеристикам.
  3. Барьеры входа и выхода с рынка являются легко преодолимыми.

В этих условиях на рынке образуется множество ниш, в каждой из которых монополистический конкурент имеет рыночную власть в силу отличительных характеристик своего товара.

Рынки монополистической конкуренции являются самыми распространёнными в мире. Без преувеличения можно сказать, что практически все рынки потребительских товаров (consumer goods) вокруг нас являются рынками монополистической конкуренции.

В краткосрочном периоде анализ монополистической конкуренции схож с анализом монополии и олигополии: фирма может получать отрицательную, нулевую или положительную экономическую прибыль в зависимости от соотношения цены (P) и средних издержек (AC). Критерием, по которому фирма остается в отрасли в краткосрочном периоде, является превышение цены средних переменных издержек в точке оптимума (P > AVC). Фирма уходит из отрасли в краткосрочном периоде, когда P < AVC.

Анализ монополистической конкуренции в долгосрочном периоде имеет свои особенности.

Поскольку барьеры для входа/выхода легко преодолимы, монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде будет стремиться к нулевой прибыли.

На рынке монополистической конкуренции особенную роль играет реклама. Фирмы, которые обосновались в рыночных нишах, должны проводить рекламу, для того, чтобы выделить свой дифференцированный продукт на фоне остальных.

Другим инструментом информирования потребителя о высоком качестве товара являются торговые марки (trademarks). Торговая марка устанавливает исключительное право фирмы заниматься производство или продажей данного вида товара, являясь своего рода аналогом патента.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью