Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

7.1 Почему так важны рынки или концепция «невидимой руки»

После ознакомления с экономическими идеями, лежащими в основе специализации и последующем обмене между индивидами, мы перейдем к следующему классу экономических явлений – к рынкам.

Можно сказать, что современная экономическая наука началась в том момент, когда исследователи задались вопросом о роли рынка и торговли в процессе функционирования общества. Адам Смит в своей знаменитой монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) задал простой вопрос: каким образом в торговле, когда тысячи людей следуют лишь своим эгоистическим инстинктам, как-то само собой достигается согласие относительно стоимости товаров? Ответом на этот вопрос стала важнейшая экономическая концепция, принцип «невидимой» руки Адама Смита. Идея «невидимой руки» утверждает, что рынки и конкуренция обеспечивают условия, при которых эгоистические намерения каждого из тысяч людей координируются через ценовой механизм и обеспечивают эффективное распределение ресурсов.

Сейчас мы настолько привыкли к существованию рынков и цен вокруг нас, что для нас вопрос о координации действий тысяч людей через ценовой механизм может даже показаться даже глупым. Однако в таких вопросах поднимаются красота и суть экономики. Многие экономисты в разные времена восхищались красотой, с которой рынок координирует общественные интересы. Ниже представлены слова Томаса Шеллинга1:

«Каким-то образом действия всех людей оказываются скоординированными. Существует такси, которое отвозит вас в аэропорт, в самолете находятся бутерброды которые вам дают на завтрак, а сам самолет оказывается заправленным топливом, полученным на нефтеперерабатывающих заводах где-то очень далеко. Откуда-то берутся тележки, бетон для дорожек, эскалаторы в здании аэропорта и множество других товаров или изделий, необходимых для организации авиарейса из одного города в другой».

Рыночный механизм является этой «невидимой рукой», которая координирует частные эгоистические интересы множества индивидом и позволяет ресурсам и благам эффективно распределяться в соответствии с интересами индивидов. Суть рыночного процесса — обеспечение механизма распределения экономических благ.

Что такое рынок? Это далеко не физическое место, где можно купить или продать товар. Рынок – это механизмы (совокупность институтов), обеспечивающие взаимодействие интересов покупателей и продавцов. Механизм рынка может принимать разнообразные формы: ярмарка у метро, гипермаркет «Ашан», фондовая биржа ММВБ, электронная доска объявлений в Интернете о сдаче жилья, интернет-аукцион подержанных вещей. Даже стихийная бесплатная парковка у дома, в каком-то смысле, может быть признана рынком. Вне зависимости от формы рынок обеспечивает свое главное предназначение – взаимодействие покупателей и продавцов. Результатом взаимодействия рыночных сил является сделка купли-продажи блага, совершенная по определенной цене. Цена является тем параметром, ориентируясь на который продавцы и покупатели координируют свои интересы.

Участники рыночных отношений - продавцы и покупатели. Основной мотив покупателей на рынке – купить необходимый товар как можно дешевле. Основной мотив продавцов на рынке – продать имеющийся товар как можно дороже.

Взаимодействие между покупателями и продавцами не обязательно должно быть выстроено в форме денежных отношений, а значит, цена сделки не обязательно должна выражаться в деньгах. Приведем простой пример: вы приходите в гипермаркет со множеством касс и обнаруживаете очереди разной длины у каждой кассы. Вы дорожите своим временем, и выбираете очередь с наименьшим количеством людей. В данном случае вы предъявляете спрос на свое свободное время (то есть стояние в очереди для вас является антиблагом), а критерием для вас служит не денежная цена, а количество человек в очереди. Когда вы выбрали определённую очередь и заняли в ней место, вы снижаете привлекательность стояния в этой очереди для новых потребителей, которые, точно так же, как вы, ищут очередь поменьше. То есть цена данной сделки для вас это время, потраченное в очереди, и вы стараетесь его минимизировать2.

Таким образом, цены являются тем механизмом, с помощью которого «невидимая рука» рынка приводит к эффективному распределению ресурсов в экономике, то есть к такому, при котором не осталось никаких неиспользованных возможностей для улучшения благосостояния всех и каждого. Необходимыми условиями для действия принципа «невидимой руки», то есть для эффективного распределения ресурсов в экономике, являются цены и наличие конкуренции на рынках. Ну, и конечно, наличие самих рынков.

Рынки при наличии конкуренции и цен, не только приводят к эффективному распределению ресурсов, но и производят информацию, необходимую экономическим агентам при принятии решений. Давайте посмотрим, как это происходит.


1  Томас Шеллинг – американский экономист и политолог, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года. Мы писали о нем в главе 2 «Чем занимаются современные экономисты»
2  Правда, даже в этом примере человек с экономическим образом мышления может заметить, что речь может идти все же о денежной оценке потраченного времени. Переводя рассуждения в экономическую плоскость, можно сказать, что время стояния в очереди может оцениваться с точки зрения альтернативных издержек. Например, вы могли бы заработать деньги, выполнив определённую операцию на вашей работе вместо стояния в очереди. В этом случае цена стояния в очереди приобретает вполне денежную оценку.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью