Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

1.5 Изучение отдельных агентов и экономики в целом: микро- и макро- экономика

В экономике существует два больших раздела: микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика исследует, как экономические агенты принимают решения. Центральной темой микроэкономики является изучение того, как делают выбор домашние хозяйства и фирмы, а также как функционируют отдельные рынки.
Проблемами микроэкономики являются поведение потребителя, мотивы фирмы, экономическое равновесие на отдельных рынках, функционирование рынков различных типов. А также множественные случаи неэффективности рыночного механизма, так называемые «провалы рынка»: монопольная власть, производство общественных благ, внешние эффекты и ассиметричная информация.
Можно сказать, что 90% из проведенных макроэкономических исследований были посвящены изучению тому, как различные «силы трения» на реальных рынках препятствуют эффективной работе рыночного механизма.

Вопросы, как сделать рынок подержанных автомобилей более эффективным, нужно ли регулировать рынок такси в Москве и рынок такси вообще, как организовать аукцион, чтобы товар достался наиболее эффективному собственнику, относятся к вопросам микроэкономики.

Макроэкономика исследует состояние национальной экономики и общие экономические проблемы, а также экономическую политику, проводимую государством. Макроэкономика это всегда срез проблем на уровне страны. Проблемами макроэкономики являются инфляция, безработица, экономический рост, оценка ВВП (валового внешнего продукта), функционирование денежной и банковской систем, функционирование валютного рынка, проведение стабилизирующей экономической политики.
Вопросы, как переход от фиксированного к плавающему валютному курсу повлияет на экономический рост, или как увеличение расходов на пособия по бедности (социальные пособия) повлияет на безработицу, являются вопросами макроэкономики.

На текущий момент экономисты практически единогласны в том, что рыночная экономика обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов.

Рыночная экономика – экономика, в которой блага и ресурсы распределяются на основе решений множества покупателей и продавцов, действующих независимо и в собственных интересах.
Адам Смит первым увидел, а экономисты ХХ века доказали теоретически, что рыночный механизм оптимизирует благосостояние участников экономических отношений по сравнению, например, с командным механизмом. Австрийский экономист Фридрих фон Хайек показал, что рыночные цены, кроме того, что уравновешивают спрос и предложение на рынках, являются отличными носителями информации для участников рынка. Рыночные цены отражают мотивы многочисленных участников рынка, и если рынки работают эффективно, то рыночные участники получают достоверную, неискаженную информацию о намерениях друг друга. Так работает рыночный механизм. Его противоположностью является командный механизм.

Командная экономика – экономика, в которой блага и ресурсы распределяются на основе решений централизованного органа планирования. В СССР, когда-то самой большой командной экономике, таким органом планирования был Госплан, контролирующий работу множества профильных министерств. Информации о намерениях рыночных участников в командной экономике не отражается в ценах, а собирается центральным органом планирования «снизу вверх». Как правило, эта информация оказывается настолько искаженной и несоответствующей реальности, что ресурсы в командной экономике распределяются крайне неэффективно. Это стало причиной краха многих командных экономик, в том числе экономики СССР.
На сегодняшний момент (лето 2013 года) в мире осталось только две страны с командным экономическим механизмом: это Куба и Северная Корея (даже Китай с выраженным коммунистически политическим режимом является, по существу, рыночной экономикой). Обе эти страны являются государствами с высоким уровнем бедности технологической отсталостью и переживают сейчас не лучшие времена. Приезжая на Кубу, можно повсеместно увидеть еле ездящие, ржавые автомобили пятидесятилетней давности. В Северной Корее сотни тысяч людей умирают от регулярных волн голода и эпидемий. Командные экономики можно редко встретить в реальном мире, и похоже, что командный экономический механизм на Кубе и в Северной Корее доживает свои последние дни.

Однако нигде в мире нельзя также встретить и чисто рыночного механизма. Государство, где-то больше, где-то меньше, вмешивается в работу рынков. Происходит это потому, что реальные рынки имеют «силы трения», которые препятствуют эффективному распределению ресурсов рыночным механизмом, а иногда и вовсе заводят его в тупик. Государство вмешивается в работу рынков, осуществляя регулирование монополий, производство общественных благ, устраняя последствия внешних эффектов и создавая условия для более равномерного распределения информации на рынке.

Несмотря на то, что в курсе экономической теории, преподаваемой в российских ВУЗах, Вы встретите много математических выкладок, нельзя забывать, что экономика все же является общественной наукой. В отличие от чистой математики она претендует на описание мира взаимодействий между людьми. В то же время она является самой точной общественной наукой, и ее модели, как больше ни в одной науке, претендуют на описание поведения человека. Пока что экономическая наука все еще далека от моделирования сложных аспектов взаимодействий между людьми, но, тем не менее, за ХХ век экономика проделала огромный путь. Экономисты не только научились обсчитывать статичные равновесные состояния экономических систем, но и моделировать взаимодействия агентов с помощью аппарата теории игр, учитывать реакцию людей на проведение экономической политики государством, принимать во внимание многопараметрические связи между переменными. Монетарная политика, основанная на инфляционном таргетировании (мы подробно коснемся этой темы в главе «Монетарная политика» блока «Макроэкономика»), является куда более сбалансированной, чем та, которая проводилась центральными банками полвека назад. Исследования экономических конфликтов показали, что людям нужно стремиться больше сотрудничать друг с другом, быть открытыми и честными. С развитием Интернет и последовавшего за этим фантастического снижения коммуникационных издержек люди действительно стали больше общаться и сотрудничать.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью