Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
Экономика – это молодая наука. Да, к настоящему моменту ее структура и методы проверки гипотез достаточно сформировались, но все же, положа руку на сердце, экономические модели не учитывают многих важных особенностей принятия решений людьми, и ее прогнозы не являются точными. Порой бывает невозможно предсказать последствия того или иного решения, потому что доподлинно неизвестно, как люди будут реагировать на предложенные стимулы. Вот хрестоматийный пример.
В 1970-е в США были популярны дискуссии о том, могут ли повышенные меры безопасности автомобилей (ремни, подушки и более прочный кузов) сократить число травм и смертей на дорогах. Ответ считался очевидным, и конгресс обязал автомобильные компании соблюдать соответствующие требования при производстве автомобилей. Однако экономисты, занимающиеся анализом проблемы в то время, не так однозначно смотрели на последствия этого решения.
А именно, они предсказали, что количество травм и смертей автомобилистов может даже вырасти.
Как вы думаете, почему? Экономисты знали, что люди могут менять свое поведение, реагируя на предложенные стимулы. Люди реагируют на стимулы – так называется простая идея, что люди меняют свое поведение, реагируя на новую информацию. Поставьте себя на место водителя. Выбранная скорость для него – это всегда компромисс между желанием доехать быстро и рисками быстрого вождения. В автомобиле с низкими мерами безопасности этот компромисс решался так, что скорость вождения была невысокой. Когда появились автомобили с более прочным кузовом, оснащенные ремнем и подушками безопасности, каждый водитель начал думать так: теперь я могу ездить менее аккуратно и на более высокой скорости, ведь ремень и подушки защитят меня в случае аварии. В результате, средняя скорость вождения растет, аварий становится больше, и количество трагических исходов на дорогах может вырасти.
Прелесть науки экономики заключается в том, что она позволяет моделировать подобные процессы. Давайте попробуем заняться примерно тем, чем занимаются ученые-экономисты. Мы постоим простейшую модель на основе указанного примера.
Мы примем основные предпосылки экономического анализа: то, что человек рационален и то, что он реагирует на стимулы. Влияние каких стимулов испытывает человек, когда принимает решение о езде на высокой скорости?
Главный положительный стимул – экономия времени. Обозначим его как X
Отрицательные стимулы: штрафы, риски попасть в аварию. Обозначим их как Y
Водитель сравнивает положительные и отрицательные стимулы, его интересует чистый результат. Обозначим его, как прибыль от превышения скорости
Водитель выбирает скорость так, чтобы максимизировать эту прибыль при заданных рисках. Это очень похоже на то, как в действительности ведет себя автомобилист, хотя и не все автомобилисты осознают это.
Как влияет ремень на это уравнение? Ремень и полушки безопасности снижают фактор рисков
В результате прибыль от вождения на определенной скорости растет:
Более высокая прибыль является сильным стимулом увеличить скорость, и в результате человек выбирает вождение на более высокой скорости.
Эта очень простая, но в то же время очень емкая экономическая модель. Она позволяет понять и даже спрогнозировать, как будет себя вести автомобилист. Более того, эта модель опирается на стимулы человека, а это очень важно при экономическом моделировании.
Работа ученых-экономистов заключается в том, чтобы строить такие и чуть более сложные модели, а потом собирать данные и проверять эти модели. Если модель много объясняет и находит подтверждение в реальных данных, она может стать основой для проводимой экономической политики..
Показать подробнее о стимулах в экономике
Давайте рассмотрим еще несколько примеров со стимулами экономических агентов
Пример 1. Охота на кобр в Индии
В начале XX века в Индии существовала проблема: кобры. Этих змей было очень много, их укусы были ядовиты. При неразвитости медицинской системы Индии и отсутствия антибиотиков это приводило к массовым эпидемиям и гибели людей. Правительство Индии решило бороться к кобрами следующим образом: предлагать денежное вознаграждение любому, кто принесет голову убитой кобры. Но через некоторое время кобр стало не меньше, а намного больше. Вопрос: почему это могло произойти? Ответьте, опираясь на стимулы экономических агентов.
Пример 2. Детские сады и опаздывание родителей
В израильских детских садах существовала проблема: когда родители забирали детей вечером, они постоянно опаздывали. Если детей нужно было забирать в 17 часов, редко кто приезжал во время. Большинство родителей опаздывало на 10-15 минут, в то время как случались опоздания на час и более. В результате, персонал детского сада не мог уйти домой во время, и рабочий день превращался в ненормированный. Руководство одного из детских садов придумало экономический способ решения проблемы. Родителям было сказано, что теперь при опоздании они подвергаются невысокому штрафу, который буде прогрессивно расти вместе со временем опоздания. Но после этого количество опозданий не сократилось, а наоборот, даже выросло. Вопрос: почему это могло произойти? Ответьте, опираясь на стимулы людей.
Пример 3. Борьба с пробками в Японии
В переполненных городах Японии правительство одного из городов решило бороться с пробками и загрязнением воздуха следующим образом: вводилось правило, согласно которому автомобили с четными номерами могут въезжать в центр в четные дни, а автомобили с нечетными номерами – в нечетные. Таким образом, надеялось правительство, нагрузка на дороги сократится примерно в два раза. Однако вскоре стало понятно, что пробок стало только больше, и заметно ухудшилась ситуация с парковками. Вопрос: почему это могло произойти? Ответьте, опираясь на стимулы людей.
ДалееВ настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…