Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

1.6 Сила стимулов в экономике

Экономика является молодой наукой. Несмотря на то, что к настоящему моменту ее логические структуры и методы проверки гипотез сформировались, экономика не учитывает все аспектов сложных взаимодействий между людьми, и ее прогнозы не являются точными. Кроме этого, в экономике не существует однозначных решений существующих проблем. Иногда бывает трудно предсказать последствия того или иного экономического решения, потому что не известно, как люди будут на него реагировать. Хрестоматийным примером является дискуссия о ремнях безопасности. Является ли использование ремней безопасности способом снизить количество смертей на автомобильных дорогах? Самый очевидный ответ - обывательский - и он звучит как "да". Ответ экономиста заключается в том, что ремни безопасности могут как уменьшить смертность на дорогах, так и увеличить ее. Люди реагируют на стимулы, а использование ремней безопасности повышает их к стимулы к более быстро и менее аккуратной езде. В результате количество аварий может вырасти, а количество смертельных исходов может как вырасти, так и упасть.

Точно также, при уменьшении содержания никотина в сигаретах количество заболеваний легких у курильщиков можно как упасть, так и вырасти. Люди могут начать больше курить, зная, что издержки курения – риск заболеть – стали меньше при сокращении количества никотина.

Рост заработной платы индивида может привести как к росту предложения его труда, если он хочет зарабатывать больше, так и к уменьшению предложению его труда, если он достиг определённого уровня богатства, и у него появились стимулы к отдыху и наслаждению жизнью.

Повторим еще раз: люди реагируют на стимулы. Это очень важное утверждение. Люди всегда соотносят выгоды и издержки при принятии решений. Любая мера государственной политики изменяет стимулы людей, и в ответ они могут кардинально поменять свое поведение. В экономике известен так называемый «эффект кобры». В XIX годы в Индии правительство решило бороться с расплодившимися кобрами таким образом: каждому, кто принесет голову убитой кобры, выплачивалось вознаграждение. Как оказалось, решение было недальновидным. Вместо того, чтобы начать больше охотиться на кобр, население Индии занялось их выращиванием для того, чтобы получать вознаграждения. Кобр в Индии стало становиться не меньше, а больше, поэтому закон пришлось срочно отменить.
Когда государственные деятели проводят экономическую политику, принцип реагирования на стимулы должен быть всегда на виду, иначе политики рискуют получить результаты, противоположные ожидавшимся.

Показать подробнее о стимулах в экономике

В 2007 году Леонид Гурвиц и Роджер Майерсон получили Нобелевскую премию за «основополагающий вклад в теорию дизайна механизмов». Леонид Гурвиц: "эффективный механизм с желаемым результатом можно создать, если правильно учитывать стимулы экономических агентов".

Проблема: часто экономические агенты скрывают информацию о себе

Решение: нужно создать такие стимулы, чтобы агентам было выгодно выявлять информацию о себе

Пример 1:
В реальном мире работодатели сталкиваются с проблемой найма новых сотрудников из числа вчерашних студентов. Конечно же, работодатель хотел бы пригласить на работу только талантливых и производительных сотрудников, но эта задача не всегда легко реализуема: среди вчерашних студентов есть ленивые и низкопроизводительные люди. Проблема заключается в том, что ленивый сотрудник никогда не скажет правду о себе и постарается замаскироваться под производительного. Таким образом, работодатель не может отличить талантливого работника от лентяя.

Вопрос: предложите механизм, с помощью которого работодатель (не прибегая к испытательному сроку, собеседованию или рекомендациям) сможет решить данную проблему.


Пример 2:
На маленькой фирме работают 10 человек. Каждый из них может работать либо старательно, либо «спустя рукава». Ни один работник не хотел бы быть уволенным. Работодатель видит качество работы каждого работника и заинтересован в том, чтобы все работники работали старательно. Проблема заключается в том, что уволить можно не более чем одного сотрудника. Этот факт прекрасно известен работникам: они понимают, что если все будут работать плохо, то уволят только одного. Как построить систему угроз увольнений, чтобы каждый работал старательно?



Вопрос

Власти Токио в 1980е годы решили бороться с автомобильными пробками следующим образом: в центр города по четным числам могли попадать автомобили с четными номерными знаками, а по нечетным – с нечетными. Используя логику реагирования людей на стимулы, как Вы думаете, к каким последствиям привел этот закон? Удалось ли с помощью него решить проблему пробок?

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью