Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Качественные вопросы к главе

  1. Автомобильные пробки, кроме затрат нервов автомобилистов, имеют ряд экономических негативных эффектов. Назовите их, используя концепцию альтернативных затрат.

    Ответ: Автомобильные пробки, как и многие явления, касающиеся экономической жизни, имеют альтернативные издержки. Транспортные потоки возникают потому, что индивиды перемещаются в процессе достижения своих экономических целей. Автомобильные пробки затрудняют это перемещение, а значит, увеличивают затраты времени на достижение целей индивидами. Стояние в пробке сокращает потенциальное рабочее время офисного работника, увеличивает логистические затраты транспортных и торговых компаний, приводит к срыву важных сделок и контрактов. Важным является то, что эти потери не являются выгодами ни для какой стороны, или, как их называют экономисты «мертвыми потерями». В результате экономика становится менее эффективной, что находит отражение в недопроизведенном валовом продукте страны. Существуют исследования, в которых подсчитано, что в результате дорожных пробок развитые страны теряют 1%-3% их валового продукта.

  2. Почему в очередях в банках более вероятно увидеть людей старшего поколения?

    Ответ: Ответ заключается в различных альтернативных издержках времени различных групп населения. Люди старшего поколения, как правило, пенсионеры, готовы проводить в очередях больше времени, поскольку альтернативная стоимост их времени минимальная. Более молодым людям, возможно, приходится жертвовать своим рабочим временем и упущенными возможностяими во время пребывания в очереди. Именно поэтому некоторые банки вводят сервисы премиального (и более быстрого) обслуживания для клиентов с самыми высокими альтернативными издержками времени.

  3. Почему рынок акций в долгосрочной перспективе растет быстрее рынка недвижимости?

    Ответ заключается в том, что обладание недвижимостью предлагает возможность собственнику или жить в ней, или сдавать ее, чего лишен владелец акций. Поэтому стоимость аренды недвижимости должна быть частью альтернативных издержек обладания акциями. Владелец акций должен будет платить стоимость аренды, потому что ему нужно будет где-то жить. В результате собственники акций будут иметь стимулы ожидать более высокой доходности акций, чем недвижимости.

  4. Рассмотрим пример одной крупной металлургической компании. Общая схема ее бизнеса такова: она покупает уголь и железную руду у поставщиков, и продает готовые стальные изделия своим потребителям. В стране происходит экономический кризис, и компания обнаруживает, что ее покупатели начали задерживать платежи. В условиях нехватки оборотного капитала для расчета с постащиками руды, финансовый менеджер компании предложил начать рассчитываться с поставщиками не деньгами, а векселями, то есть обязательствами заплатить через год. Поставщик руды, имея альтернативу либо принять вексель, либо не получить вообще ничего, соглашается начать принимать вексели в оплату за руду. Как вы думаете, будет ли этот вексель стоить дороже или дешевле своего номинала? Какие аргументы вы могли бы привести, чтобы более точно определить его цену?

  5. Почему билеты в кино на утренние сеансы в будние дни стоят в разы дешевле, чем на вечерние?

    Ответ заключается в том, что люди с высокими альтернативными издержками времени вообще не пойдут в кинотеатр утром в будние дни, потому что, как правило, в это время они заняты работой. Значит, утренние сеансы предназначены для людей с низкой альтернативной оценкой времени, например, для безработных. Утренние сеансы встречают менее платежеспособный спрос, обусловленный низкими альтернативными издержками покупателей, поэтому билеты на утренние сеансы стоят дешевле.

  6. Дома и на работе есть множество приспособлений, сберегающих время, которых не было у наших бабушек и дедушек. Сделали ли эти приспособления время менее редким благом для нас, чем оно было для них? Чем определяется ценность времени для какого-нибудь человека? Что мы имеем в виду, когда говорим: "У меня нет на это времени"? (источник: учебник Пола Хейне)

  7. Замечали ли вы, что в центральной части городов расположено очень мало бензозаправочных станций? В местах с таким оживленным движением владелец станции мог бы очень неплохо заработать. Почему же тогда их так мало? (источник: учебник Пола Хейне)

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью