џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

На сайте приведены избранные задания. Все задания к главе с ответами доступны в полной версии данного пособия, которую я использую на занятиях с моими учениками.

Качественные вопросы к главе

  1. Производительность труда в США выше практически по всем товарам относительно большинства других стран. Например, США производительнее Аргентины и в производстве компьютеров, и в выращивании бананов. Означает ли это, что США не будет торговать с Аргентиной ни компьютерами, ни бананами?

  2. В начале 1990х годов президент США Джордж Буш-старший ослабил ограничения на импорт японских грузовичков-пикапов. В результате американские потребители получили возможность потреблять пикапы по более низким ценам. Тогдашний кандидат в президенты Билл Клинтон посетовал, что США не получили ничего от этой меры.

  3. Покажите, используя теорию сравнительных преимуществ, что критика Клинтона могла быть ошибочной.

  4. В период после Великой Депрессии многие европейские страны использовали политику протекционизма, защищая свои внутренние рынки от конкуренции с иностранными (в первую очередь американскими) товарами. Как Вы считаете, была ли оправданной данная политика и к каким последствиям она могла привести?

  5. Как эффективнее строить плотины: с использованием большого количества ручного труда и небольшого количества механизмов или наоборот? Почему ответ на вопрос будет разным для разных стран?
    Источник: Пол Хейне «Экономический образ мышления»

  6. Адвокат Фуд - самый популярный юрист в стране, Он, кроме того, феноменально печатает на машинке - 120 слов в минуту. Стоит ли Фуду самому печатать свои работы, если самый хороший секретарь, которого он может нанять, печатает только 60 слов в минуту? Докажите, что в машинописи Фуд не эффективнее вдвое, чем его секретарь; что на самом деле он менее эффективен в машинописи и что ему надо поэтому сохранить секретаря.
    Источник: Пол Хейне «Экономический образ мышления»

  7. Замечали ли вы, что в центральной части городов расположено очень мало бензозаправочных станций? В местах с таким оживленным движением владелец станции мог бы очень неплохо заработать. Почему же тогда их так мало ?
    Источник: Пол Хейне «Экономический образ мышления»

  8. Эффективно ли для Гавайев самостоятельно производить все потребляемое жителями этого острова молоко, учитывая высокие издержки на перевозку молока с материковой части США? Как повлияет на ваш ответ знание того, что гавайские скотоводы импортируют весь корм для своих коров? Если невыгодно ввозить молоко на Гавайи, то почему государственное бюро контроля за молочной продукцией получает заявки с просьбой разрешить ввоз молока из других штатов?
    Источник: Пол Хейне «Экономический образ мышления»

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью