Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
На сайте приведены избранные задания. Все задания к главе с ответами доступны в полной версии данного пособия, которую я использую на занятиях с моими учениками.
Вопросы к главе
- Что такое рациональное поведение и почему оно служит базовой предпосылкой большинства экономических моделей?
- Какие случаи нерационального поведения Вам известны? Какие из этих случаев нерационального поведения замечали Вы при своем экономическом поведении?
- Какое событие имеет большую вероятность: 1. Экономист является профессором американского университета? 2. Экономист является профессором американского университета и является либералом?
- Допустим, что в среднем один из 1000 человек в США имеет раковое заболевание. Вы проходите обследование на рак, достоверность которого составляет 95%. Результат обследования подтверждает наличие у Вас заболевания. Какова вероятность того, что у Вас действительно имеется рак?
- Вам предлагается сыграть в две игры. Первая игра заключается в следующем: вы подбрасывает монетку. Если выпадает орел, Вам платят 2 доллара. Если выпадает решка, то не происходит ничего. Вторая игра заключается в следующем: если выпадает орел, Вам платят три доллара. Если выпадает решка, то Вы отдаете 1 доллар. В какую игру Вам стоит играть, если Вы рациональный человек? В какую игру Вы действительно будете играть? Почему ответы на эти вопросы могут различаться?
- Приведите примеры рынков с ассиметричной информацией, которые Вы знаете.
- В экономике существует следующая классификация благ: поисковые, опытные и доверительные блага. Поисковые блага – это такие товары, качество которых Вы можете оценить в процессе поиска блага, до момента покупки. Например, платье или костюм. Вы можете потрогать его на ощупь, примерить, оценить качество материала. Опытные блага – блага, качество которых Вы можете определить только в процессе использования блага. Например, подержанный автомобиль, многое о котором Вы узнаете только в процессе длительного вождения. Доверительные блага – товары (или чаще всего услуги), качество которых нельзя точно установить даже в процессе пользования благом. Например, получение высшего образования или услуги репетитора. Как Вы считаете, для каких из перечисленных типов благ более характерна информационная ассимтерия и почему?
- Что такое неблагоприятный отбор? Приведите примеры неблагоприятного отбора.
- Что такое «просеивание»? Покажите, как работает этот механизм на реальных примерах.
- Каким образом информированная сторона, которая поставляет на рынок качественных товар, может заявить о высоком качестве своего товара или услуги?
- Почему компании нанимают знаменитостей за фантастические гонорары для участия в съемках рекламных роликов?
- В средние века банковские учреждения располагались в наиболее респектабельных строениях города. Как правило, помещение банка (то, что мы сейчас называли бы офисом), было дорого отделано мрамором и гранитом, а его площадь явно была избыточна относительно требуемой для проведения хозяйственных операций. Как Вы думаете, с чем это могло быть связано?
- С появлением Интернет многие привычные нам рынки приняли электронную форму. Например, до появления Интернет рынок подержанных автомобилей в России выглядел следующим образом: на огромной по площади территории располагался комиссионный магазин, где продавец машины мог арендовать машино-место, поставить туда автомобиль, указать свои контактные данные, и ждать, пока его автомобиль встретит покупателя. С появлением Интернет самым большим рынком подержанных автомобилей стала площадка www.auto.ru. Как Вы считаете, для какого типа рынка характерна большая информационная асимметрия между покупателями и продавцами?
- Почему во многих обществах на день рождения близким людям принято дарить подарки, а не денежный эквивалент этого подарка? Попробуйте дать ответ с позиций теории ассиметричной информации.
- Кейс «Каким образом фирмам следует сокращать расходы на оплату труда в кризисное время?»
В 2008 году, с приходом финансового-экономического кризиса и начавшегося спада практически на всех рынках, многие российские компании столкнулись с проблемой урезания расходов на заработную плату. Наиболее очевидные меры для этого – сокращение заработной платы для всех сотрудников и увольнение некоторых сотрудников. Что же лучше для компании? Если фирма сократит заработную плату для всех сотрудников, то все самые лучшие и производительные сотрудники имеют стимулы покинуть фирму, поскольку они уверены в своих способностях, и без труда смогут найти другое место трудоустройства. Если фирма уволит некоторых сотрудников, то возможно, в список уволенных, попадет несколько производительных сотрудников. Но при этом остальные производительные сотрудники имеют стимулы остаться в фирме. С точки зрения экономической теории, вариант увольнения является более оптимальным для компании, чем вариант сокращения заработной платы. В 2008-2009 годах большинство российских компаний пошло именно по этому пути.
- Многие считают, что программы ведущих ВУЗов являются перегруженными с точки зрения востребованности получаемых знаний и навыков в реальной жизни. Работодатели вынуждены обучать выпускника ВУЗа на рабочем месте практически с нуля. Почему, тем не менее, работодатели заинтересованы в усложнении университетских учебных программ и строгом контроле со стороны университета за учебным процессом?