џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


!Раздел обновляется и дополняется 

Решение задачи про ChatGPT с финала Всероссийской олимпиады по экономике

chatgpt.jpegЗадача:

Развитие систем искусственного интеллекта и может оказывать большие эффекты на самые разные аспекты экономики. Недавнее появление чат-бота ChatGPT, который использует обработку естественного языка для общения с людьми в режиме диалога, –– яркий тому пример. Обученный на большом объеме информации в интернете, он может отвечать на вопрос пользователя, например, объяснять сложные вещи простыми словами, рекомендовать, что можно приготовить из имеющихся продуктов, генерировать идеи для праздника, писать код, тексты и шаблоны писем, делать резюме и рефераты и даже переводить и исправлять ошибки. Другими словами, модель может выступать в виде помощника-собеседника, к которому можно обратиться практически по любому вопросу. Конечно, ответы являются сгенерированными и могут быть не совсем верными, как, впрочем, и любые советы, данные живым собеседником. Много компаний стало заявлять о запуске своих чат-ботов, подобных ChatGPT или использующих его.

В данной задаче мы предлагаем вам выступить в роли эксперта-экономиста, который сможет прокомментировать, как появление и дальнейшее развитие чат-ботов типа ChatGPT может повлиять на разные области экономики. Ваш ответ на каждый пункт ниже должен содержать экономические рассуждения, основанные на известных вам экономических взаимосвязях.

а) Назовите по одной сфере деятельности с разными эффектами на спрос на труд от появления чат-ботов –– положительным, отрицательным и нулевым. Для каждой из трех сфер:

• Обоснуйте, почему в данной сфере эффект на спрос на труд именно такой.

• Опишите, как, скорее всего, изменится предложение труда, и в какую сторону в результате изменятся заработная плата и занятость в данной сфере в результате появления чат-ботов.

б) Приведите по одному примеру рынков, на которых в результате появления чат-ботов снизится и увеличится конкуренция. Объясните, почему эффект именно такой.

Решение:

А) Как сказано в условии, модель Chatgpt обучена на большом объеме информации, собранной в интернете, и позволяет достаточно неплохо производить простые пользовательские действия, основанные на базовой работе с информацией: написание статей по общедоступным источникам, языковой перевод, исправление ошибок в коде, генерация базовых идей в разных сферах, написание простых скриптов. Поэтому можно предположить, что данная технологическая инновация будет заменять ручной труд, связанный с выполнением рутинных задач по обработке информации, будет дополнять труд, связанный с выполнением неординарных задач по обработке информации, и не повлияет на труд, слабо связанный с обработкой информации.  Можно привести следующие примеры негативного, нейтрального и позитивного влияния на рынки труда:  

1.      Негативный эффект профессии, связанные с рутинной обработкой информации, такие как: рутинная поддержка пользователей (ответы на часто задаваемые вопросы), бухгалтер или экономист - в смысле профессий, касающихся перевода данных из одного формата в другой, копирайтинг (написание статей из общедоступной информации), базовое неквалифицированное программирование. Можно сказать, что такие инновации, как ChatGPT практически полностью заменят низкоквалифицированный труд, связанный с базовой обработкой информации.

2.      Нейтральный эффект – на профессии, требующие продвинутых навыков работы с информацией, глубокой экспертизы, не общедоступных знаний. Например, ChatGPT окажется практически бесполезен при написании серьезного академического исследования. Также ChatGPT не окажет заметного влияния на профессии, связанные с ручным трудом, таких как электрик или автослесарь, и на профессии, связанные с персональными услугами, такими как психотерапия.

3.      Позитивный эффект – на профессии, где чат-бот способен автоматизировать рутинные процессы, ранее выполняемые человеком. Как это ни странно, к таким сферам деятельности можно отнести многие из профессий, перечисленные в первом пункте (поддержка пользователей, программирование, аналитика данных) – с той важной оговоркой, что эти профессии предполагают квалифицированные навыки, для которых ChatGPT способен стать помощником в выполнении менее квалифицированных рутинных задач. Тогда такие инновации, как ChatGPT, станут прекрасным комплементом (дополняющим фактором) для труда в данных профессиях, позволяя повысить производительность труда. Например, создание и поддержка продвинутого чат-бота для поддержки пользователей в любом клиенториентированном сервисе потребует квалифицированных навыков, ровно, как и глубокая аналитика данных или написание сложного кода, а ChatGPT позволит автоматизировать сопутствующие рутинные задачи.

Я предлагаю несколько формализовать оценку влияния больших языковых моделей, таких как ChatGPT (да и вообще систем искусственного интеллекта и любых подобных инноваций) на рынок труда, опираясь на стандартные модели экономической теории: классическую производственную функцию – для оценки эффектов на спрос на труд, и на модель выбора работника между трудом и досугом – для оценки эффектов на предложение труда.

Как известно, производственные функции фирм, которые формируют спрос на рынке труда, хорошо аппроксимируются функцией Кобба-Дугласа Q=A·Kα·L1-α . При этом спрос на труд определяется предельной производительностью труда (в реальном выражении), которая выводится непосредственно из данной производственной функции.  При разных значениях степени α  можно получить функции, описывающие производства с бОльшей удельной долей труда (трудоинтенсивные производства, типа парикмахерских услуг, психотерапии или даже написания кода), или с бОльшей удельной долей капитала (капиталоинтенсивные производства, типа автомобилестроения). При этом константа А отвечает за технологический прогресс и инновации. Такая инновация, как Chatgpt влияет на производительность труда определенно через повышение этой константы А, увеличивая производительность труда на общем уровне в разных профессиях, а также, вероятно, через константу α , меняя структуру производственной функции в различных отраслях.

Для отраслей с негативным эффектом (рутинные задачи, связанные с обработкой информации) Chatgpt может поменять стандартную функцию Кобба-Дугласа Q=A·Kα·L1-α следующим образом: увеличить параметр А общей производительности, при этом увеличивая параметр α практически до единицы, что будет эквивалентно практически полному замещению труда подобными системами искусственного интеллекта. Предельная производительность капитала при этом возрастает, а предельная производительность труда падает практически до нуля, и фирмы замещают труд капиталом. Труд практически перестает быть важным в производственном процессе, спрос на низкоквалифицированный рутинный труд фактически исчезает.

Для отраслей с нейтральным эффектом внедрение ChatGPT практически не оказывает влияние на производственные функции. Например, для перечисленных мной профессий (академические исследования, автомеханик, психотерапевт) производственная функция, скорее всего, характеризуется высокой долей труда (трудоинтенсивностью), при этом искусственный интеллект не способен ни существенно увеличить общую производительность факторов (параметр А), ни привести к значимому замещению труда капиталом.

Наконец, для отраслей с позитивным эффектом на спрос на труд ChatGPT, определенно, радикально повышает параметр А, отвечающий за общую производительность факторов. В результате, предельная производительность и труда, и капитала существенно возрастает. При этом, вероятно, для таких профессий константа α , отвечающая за долю капитала в производственной функции, даже падает, делая труд более значимым в производственной функции. На практике это означает, что труд, вооруженный системами искусственного интеллекта, становится даже более производительным, чем просто искусственный интеллект.  В результате ChatGPT становится прекрасным дополняющим фактором для данных профессий, а предельная производительность труда и следующий за ней спрос на труд радикально возрастают.

Теперь посмотрим, как внедрение ChatGPT способно повлиять на предложение труда в перечисленных сферах. Будем опираться на стандартную модель выбора индивидом между работой и досугом. Напомним, что согласно модели, индивид максимизирует общее удовольствие от потребления и досуга, при этом потребление он может обеспечить за счет получаемых доходов, то есть, времени, проведенного за работой. Таким образом, в каждый момент времени, индивид делает выбор между досугом и работой, которая приносит доход, используемый для потребления. Внедрение ChatGPT по оценке влияния не предложение труда в разных отраслях не так однозначно, как на спрос на труд – впрочем, как и сама оценка вида предложения труда и его факторов. Например, в формировании предложения труда на определенных стадиях может превалироваать «эффект дохода», когда работник, получая больше, может увеличить потребление, не работая больше, в результате он может предпочесть больше отдыхать. Но может превалировать и «эффект замещения» (отдыха работой), когда индивид, получая больше, может начинать хотеть работать больше, потому что альтернативные издержки досуга возрастают. Имеет смысл попытаться оценить эффекты ChatGPT на предложение труда в областях, где ChatGPT способен заменить или же дополнить рабочую силу, отталкиваясь от стимулов работников работать или отдыхать.

Как было указано, в профессиях с низкоквалифицированным трудом и рутинными задачами, спрос на труд будет радикально падать, что при прочих равных будет приводить к меньшим реальным зарплатам. Зная это, потенциальные работники будут иметь меньше стимулов оставаться в таких профессиях, мигрируя в профессии, не подверженные влиянию ChatGPТ, или профессии, испытывающие положительный эффект от ChatGPT. При этом, для того чтобы попасть в последнюю категорию (профессии, испытывающие положительный эффект), работнику будет необходимо радикально переучиться, стать высококвалифицированным, что само по себе является серьезным барьером. Например, считается, что на рынке труда гораздо меньше предложение труда профессоров со степенью PhD по математике, чем школьных учителей по математике без такой степени, потому что барьеры входа в первую профессию существенно выше. Поэтому, определенно, далеко не все работники, которые покинут профессии, в которых их заменят технологии, перейдут в высококвалифицированные сегменты этих профессий. Куда они же они пойдут? По большей части, в профессии, требующие труд средней квалификации, что усилит конкуренцию труда в этих сферах. Либо они могут предпочесть работу досугу и получению государственных пособий по безработице. Либо они могут предпочесть остаться работать в той же сфере, соглашаясь на более низкие зарплаты.

Общим следствием указанных изменений будет дальнейший рост неравенства доходов, который, увы, сопутствует технологическому прогрессу. В сегментах высококвалифицированного труда, где ChatGPT становится прекрасным дополняющим фактором, спрос на труд будет расти опережающими темпами относительно предложения, занятость и зарплаты будут расти. В сегментах низкоквалифицированного рутинного труда спрос на труд будет падать опережающими темами относительно предложения, занятость и зарплаты будут падать. В сегментах труда со средней квалификацией предложение труда будет расти опережающими темпами относительно спроса, конкуренция увеличиваться, занятость расти, уровень зарплат иметь тенденцию к снижению.

При этом нужно отметить, что технологические инновации, такие как ChatGPT, создают множество новых профессий, связанных с созданием, поддержкой и внедрением этих инноваций, и часть работников может мигрировать в эти области.

Б) Не будем усложнять понятие «рыночная конкуренция», и оценим влияние инновации ChatGPT на различные рынки по двум параметрам – количество фирм и рыночная доля фирм. Чем выше количество фирм и более равные доли рынка у каждого участника, тем конкуренция сильнее. Внедрение ChatGPT может снизить конкуренцию на рынках, где рутинные задачи могут быть полностью автоматизированы, а человеческий труд заменен чат-ботами. Как было указано в предыдущем пункте, к данным сферам можно отнести голосовую поддержку пользователей (голосовые контактные центры), копирайтинг и редактирование текстов, простые языковые переводы. Автоматизация перечисленных рутин приведет к снижению стимулов участников заходить/оставаться в данных рынках, что понизит конкуренцию.

В то же время, конкуренция на рынках, где ChatGPT способен повысить качество услуг и создать новые возможности, будет усиливаться – потому что все больше участников будет иметь стимулы входить на данные рынки, конкурируя с существующими игроками в качестве предоставляемых услуг или продуктовых особенностях. К таким рынкам можно отнести сам рынок систем искусственного интеллекта, рынки производных от искусственного интеллекта  продуктов (чат-боты, умные помощники и виртуальные ассистенты), а также рынки, где ChatGPT может создавать новые возможности, такие как онлайн образование. Например, ChatGPT и производные от него продукты может быть использован преподавателем для проверки простейших рутинных заданий, генерации вариантов заданий по заданному шаблону, и конечно же, для кастомизации образования - помогать генерировать персонализированный образовательный контент для ученика, учитывая его индивидуальные особенности и особенности прохождения стандартного курса. 


Видео-разбор прошедшей олимпиады Высшая Проба по экономике 2017.



07.12.2014 на сайте выкладывается короткий видео-разбор прошедшего муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Разбор предусматривает короткие видео-уроки с разбором задач на экране и моим закадровым голосом. Более подробные решения и методы доступны, как всегда, моим ученикам, на наших уроках.

Всероссийская олимпиада школьников по экономике 2014-2015 г.




ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью