Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (до 2014 года преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Подготовка к олимпиаде по экономике: репетитор по экономике из ВШЭ или курсы подготовки к олимпиаде по экономике?

Я предлагаю методику подготовки к олимпиадам по экономике и занимаюсь по ней как репетитор. Вообще я считаю, что поступить в ВУЗ через олимпиаду можно и без репетитора – все учебники и материалы практически общедоступны. Но этот процесс не будет систематическим и будет гораздо более длительным по времени, в результате чего абитуриент может просто устать и пропустить то, на чем нужно действительно сконцентрироваться. Для систематичной подготовки репетитор по экономике из ВШЭ все же необходим, причем он должен обладать МЕТОДИКОЙ преподавания, а не просто уметь решать сложные олимпиадные задачки.

Курсы экономики, преподаваемые в базовых школах при ВШЭ, а также курсы при самом университете, безусловно, также ориентированы на Всероссийскую олимпиаду, однако они не охватывают всех аспектов решения нестандартных задач. К тому же, они рассчитаны на занятия в больших группах, где теряется фактор индивидуальной работы с учеником. Таким образом, хороший преподаватель, обладающий методикой преподавания, поможет абитуриенту выработать подход к креативному решению трудных задач, расскажет про наиболее эффективные и актуальные способы решения, поможет обрести широкий взгляд на получаемые знания. Подготовка к олимпиаде по экономике с помощью профессионального репетитора может превратиться в интересный и интерактивный процесс.

Несколько мифов относительно репетиторства:

1. Репетитор по экономике из ВШЭ поможет абитуриенту на экзамене (олимпиаде)

Данный миф уходит корнями в советскую традицию, когда особенно ценными репетиторами считались члены так называемых «приемных комиссий» при ВУЗах. В современной образовательной системе личный фактор проверяющего исключен до нуля: ЕГЭ проверяется компьютерной программой, олимпиадные работы проверяются под шифром. Тем не менее, у многих родителей по-прежнему присутствует иллюзия, что репетитор, особенно если он действующий преподаватель или профессор ВУЗа, может поспособствовать поступлению абитуриента. За все годы обучения в ВШЭ и за 10 лет частной преподавательской практики я ни разу не встретил подобного прецедента! Родителям, у которых есть подобная иллюзия, я скажу: воспитывайте в вашем ребенке дух здоровой конкуренции, пусть он рассчитывает только на собственные силы – ведь если он не может поступить в ВУЗ, то очень вероятно, что он также не сможет и учиться в нем.

2. Репетитор должен быть профессором

Для качественных частных репетиторских занятий, преподаватель должен быть компетентным, и обладать собственной преподавательской методикой. Для этого не обязательно быть профессором ВУЗа. Конечно, репетитор должен быть в курсе всех изменений относительно деталей процесса приема абитуриентов, должен быть в курсе особенностей заданий, но для этого не обязательно обладать статусом профессора. Лучший критерий оценки репетитора – это статистика поступления его учеников, а также отзывы учеников. Желательно, чтобы репетитор преподавал предмет много лет. Если это репетитор для олимпиады по экономике – желательно, чтобы он сам являлся победителем данной олимпиады в свои школьные или университетские годы.

3. Занятия с репетитором из ВШЭ дороги

Если считать относительно стоимости обучения в ВУЗе на платной основе, или стоимости подготовительных курсов, то занятия с репетитором отнюдь не являются дорогими. Хороший репетитор по экономике с собственной методикой не только даст необходимые знания, но и научит абитуриента самостоятельно и систематически мыслить, подготовит его к учебе в университете. Стоимость репетитора по экономике в Москве составляет $50-$200 за 2х-часовое занятие (я не беру услуги студентов по репетиторству, стоимость которых может составлять и $30-$50 за двухчасовое занятие, - поскольку, как правило, они не обладают целостной МЕТОДИКОЙ преподавания и наработанным опытом). При этом репетиторы из ВШЭ могут стоить в разы дороже. Таким образом, при средней продолжительности курса 30 занятий, расходы на репетитора по одному предмету могут составить $1500-$3000. Для сравнения средняя стоимость платного обучения в ВШЭ составляет порядка $10000 в год. В любом случае, компетентный репетитор является для абитуриента последним мостиком на пути в университет и далее во взрослую жизнь, последний год в школе является самым тяжелым для ребенка. Репетитор, который поможет ему систематично и наиболее эффективно получить наиболее актуальные знания и навыки, конечно же, берет за свою работу вознаграждение.

4. Курсы подготовки к олимпиаде по экономике являются панацеей

При ВШЭ функционируют куры подготовки к олимпиадам: курсы подготовки к Всероссийской олимпиаде по экономике и курсы факультета довузовской подготовки ВШЭ. На курсах дается релевантный материал и разбираются актуальные задания, но нужно понимать, что обучение проходит в больших группах, а такой формат обучения в большой группе подходит далеко не каждому ученику. У преподавателя отсутствует личный контакт с каждым абитуриентом, у ученика отсутствует 100% усвояемость материала. При занятиях с репетитором эти проблемы решаются практически полностью.

Занятия через Интернет

Кроме всего, тенденцией последних лет является подключение средств Интернет к репетиторским занятиям, в итоге стали возможными занятия онлайн с интернет репетитором, по экономике в том числе. Интернет формат репетиторства особенно удобен для иногородних абитуриентов, а также для учеников, испытывающих синдром дефицита времени в абитуриентский год.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящее время идет запись на 2016/17 учебный год. Остается 2 свободных места из 20 возможных.

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью