Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
В процессе производства фирма сталкивается с тем, что какие-то факторы она может менять, а какие-то нет. Например, фирма, как правило, всегда может нанять и уволить работников, то есть труд она практически всегда может воспринимать как переменный фактор. А вот, например, чтобы открыть новый завод с дорогостоящим оборудованием, фирме может понадобиться длительный процесс принятия и согласования данного решения. Когда завод строится, фирма уже не может быстро отменить решение о его строительстве, поскольку заключены долгосрочные контракты с поставщиками, подрядчиками и работниками. Как писал Бен Бернанке1, «большинство крупных инвестиций являются необратимыми, единственное, что могут сделать фирмы, это растянуть их во времени, но отменить их нельзя».
В зависимости от того, какие факторы фирма может менять, а какие нет, различают различные периоды производства.
Важно понимать, что периоды производства не привязаны к физическому времени, а зависят только от способности фирмы менять факторы. Например, для интернет-магазина краткосрочный период может составлять несколько недель, тогда как для крупной металлургической компании он составляет годы или даже десятилетия.
1
Председатель Федеральной Резервной Системы США
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…